Лекция «Здесь всё было впервые»

(по мотивам рассказа Л.Н.Толстого «После бала»)

Цель  лекции «Здесь всё было впервые» расширить рамки школьной программы по изучению рассказа  «После бала»,  построенного на казанском материале, показать  его уникальность, состоящую в том, что  в  основу повествования   положен  реальный случай. Он произошёл с одним из братьев  Толстых, Сергеем Николаевичем,  влюбленным в дочь начальника гарнизонного батальона Вареньку Корейшу. Все действующие в повествовании герои  тоже  реальные  люди. Узнаваемы   даже дома, площади, улицы, а в  переживаниях, размышлениях,  мучительных поисках истины  студента провинциального университета   угадываются переживания самого писателя, его отношение к  таким нравственным  проблемам как насилие,  зло, добро.  Автору лекции удалось показать,   как в небольшом по объему, но ёмком по содержанию рассказе  столкнулись две противоположные позиции жизни.   А.П. Корейши, который,   танцуя на балу с дочерью, изображает любящего отца, а наутро руководит  экзекуцией беглого солдата. И   молодого человека, сумевшего   через любовь к Вареньке, подняться так высоко, что  он «обнимал любовью весь мир».

Происшедшее  с  Сергеем в сороковые годы  19 века в Казани, оставило глубокий след в душе Толстого, и  хранилось  в его  памяти более пятидесяти лет.  Рассказ вышел в свет  только после смерти писателя.  На примере николаевской  эпохи Толстой  показал,  как закон любви  попирается  законом  насилия, жестокости, чуждым человеческой природе.  Сегодня, когда человечество  стоит на пороге  очередного духовного кризиса,   преступает законы миролюбия, взаимоуважения, толерантности, развязывает войны, устраивает террористические акты,  рассказ «После бала»   приобретает новое звучание.

Биографическая основа  рассказа «После бала» используется в лекции и как виртуальная экскурсия по казанскому периоду  жизни  Л.Н. Толстого,   как способ привлечения  учащихся к архитектурным, историческим памятникам города, связанным с именем  писателя, который прожил в нашем городе 5,5 лет.

«И шли они смерть презирая, не умирать, а жить»

(по мотивам произведения Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Лекция  разработана для учащихся 10–11 классов, изучающих  в рамках школьной программы роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».   В  ней раскрывается отношение писателя –  гуманиста  к двум видам войн: захватнической, грабительской  и священной, освободительной.  Толстой одним из первых не только в русской, но и в мировой литературе отразил в «Войне и мире» нарастание народного гнева, переросшего в партизанское движение, названное им «дубиной народной войны».  На страницах   книги живут и действуют 600 персонажей, большинство из которых являются истинными героями   партизанского движения, сражений под  Смоленском,  Малоярославцем, на Бородинском поле.

На примерах  лазутчика Тихона Щербатого,  ополченцев генерала Неверовского,  артиллерийского расчёта капитана Тушина  в романе  раскрывается жертвенный  героизм и патриотизм  армии и народа, проявившиеся и в войне 1941- 1945 гг. В лекции представлена преемственность ратных традиций героев войны 1812 года в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Имена многих героев войны 1812 года  стали символами Великой Отечественной войны. Попадая  в плен, бойцы называли своими командирами  Михаила Кутузова, Петра Багратиона,  Алексея Ермолова, Дениса Давыдова и др.

Через исторические персоналии Наполеона и Гитлера, чьи умственные способности  «затемнены безумием самообожания», лекция дает возможность увидеть обреченность захватнических идей и неминуемого возмездия, является не только дополнительным уроком  литературы, помогающим учащимся лучше понять содержание романа Л.Н.Толстого «Война и мир», но и уроком военно- патриотического воспитания.

«Четыре Татьяны Льва Толстого»

Лекция «Четыре Татьяны  Льва Толстого»  знакомит с образами любимых Львом Николаевичем женщин,  оказавших влияние на личность писателя и обогативших  его творчество. Она приурочена к празднованию  традиционного и любимого  в России Татьяниного дня.

Имя Татьяна в семье Толстых почиталось особенно. Татьяной была названа старшая дочь писателя, любимая внучка. Сестра жены графа Татьяна Берс, «любимая тетенька»  Татьяна Александровна Ёргольская стали прообразами Наташи Ростовой и Сони в романе «Война и мир».   « Это было третье после матери и отца лицо в смысле влияния на мою жизнь»,- писал Толстой в  «Воспоминаниях» о Татьяне Александровне Ёргольской.

Татьяна Андреевна  Берс   (Кузминская)  приходилась   Льву  Николаевичу  свояченицей, часто жила в Ясной Поляне,  и на протяжении многих лет  он не изменил своего отношения к  необычной родственнице. В письме к жене   Толстой сообщал: «Приехала Таня Кузминская с семьей. Всегда рад ей». А в минуты усталости признавался: «Ничто не радует, кроме моей работы и пения Тани».

Духовная связь отца и дочери Татьяны Львовны Сухотиной была настолько сильной, что не прерывалась никогда. Спустя два года после   смерти Льва Николаевича,  Татьяна Львовна записала в дневнике: « Я не только вспоминаю его и представляю себе его, но я — с ним, я  — в нем. Разлуки  с ним не чувствовала  и не чувствую».

Любимая внучка Льва Николаевича и Софьи Андреевны Татьяна Альбертини – Сухотина, прожившая большую часть жизни в Италии,   никогда не теряла связи с  родиной предков. Татьяна Львовна, собрав большой архив  за границей, завещала перевезти его в Россию. Волю матери  дочь  выполнила, передав в Государственный Музей Л.Н.Толстого  более 2000 документов и ценных реликвий.

В лекции «Четыре Татьяны Льва Толстого»    показано, как каждая из этих замечательных женщин помогала  писателю жить, работать, творить, беречь его наследие и память. Без их участия,  бескорыстной любви  великий мира сего не был бы таковым.

«Королева графики»

Лекция «Королева графики» посвящена вековому юбилею одной из старейших казанских художниц, народному  художнику РТ Магдалине Константиновне  Мавровской, ее жизни и творчеству.    Почти за 70-летнюю творческую жизнь  она  выполнила  тридцать  серий,    стояла у истоков создания  в Казани офортной мастерской,  став  признанным художником – графиком,  как в Татарстане,  так и в России.

Родилась  Магдалина Константиновна на Урале, но её второй, не менее  любимой родиной, стала Казань – духовная родина многих известных людей: Фешина, Аксакова, Шишкина, Шаляпина, Толстого, Горького, Тукая. К образам последних двух Мавровская обращалась на протяжении многих десятков лет.  Она создала прекрасные серии « Тукай в детстве», «Юность Тукая», в технике автолитографии  выполнила редкий по своей драматичности  портрет поэта «Последняя весна».

Что касается Горького, то  художница иллюстрировала его повесть  «Мои университеты»,  создала  серии «По Руси», «Образы татар в произведениях А.М.  Горького». Желанием  сохранить   город таким, каким  видел его Алеша Пешков, было  продиктовано  появление серий офортов «Горьковские места в Казани», а затем «Толстовские места в Казани», «Казань в недалеком прошлом», «Старая Казань» и др.    Перенося на  гравюры исчезающее прошлое,  Мавровская стала как бы летописцем уходящей старины.

Лекция сопровождается видеороликом, на котором демонстрируются около 60 работ художницы.

«Лев Толстой и Толстые в Казани и Казанском крае»

Лекция «Лев Толстой и Толстые в Казани и Казанском крае»  раскрывает связи рода Толстых   с нашим городом и краем.

В казанском гарнизоне секунд-майором, а затем в Свияжске воеводой служил прадед писателя Андрей Иванович Толстой.  Дед,  Илья Андреевич Толстой,  в  течение пяти лет являлся губернатором Казанской губернии. Отец писателя, участник  заграничных походов 1813 – 1814 гг.,  Николай Ильич Толстой, часто  приезжал к родителям, чтобы поправить здоровье.

Его  младшая сестра, Пелагея Ильинична, выйдя замуж за казанского помещика, отставного гусарского полковника В.И.Юшкова, ставшая впоследствии опекуншей осиротевших детей брата, постоянно жила в Казани с 1818 года.

В Императорском  Казанском университете  учились старшие братья Льва — Николай, Сергей, Дмитрий. Родионовский институт благородных девиц посещала  сестра Мария Толстая.

Для  студентов и школьников, изучающих биографию и творчество Л.Н.Толстого,  материал лекции даёт представление о  казанском периоде, как о времени отрочества и юности.

Новая среда обитания, противоречивые впечатления  окружающего мира,  учеба в университете, переоценка нравственных ценностей, увлечение философией стали для  Льва Николаевича той «школой» жизни, без которой мировая культура не получила бы  Толстого писателя, философа, мыслителя. Здесь 17 марта 1847 года он делает первые записи в Дневнике, где начинает звучать тема раскаяния,  столь характерная для   мировосприятия  писателя.

По мнению ученых, если  в Ясной Поляне Лев Толстой родился,  на Кавказе стал писателем,  то становление личности гения происходило в Казани.  Раскрытию этого  феномена и посвящена  лекция «Лев Толстой и Толстые в Казани и Казанском крае».

«Все едят, но не все обедают»

«Я  всю жизнь учился по книгам…»

Если вспомнить казанские годы, проведённые в университете, то одной из причин  неуспешного обучения юного Толстого были не только балы, увлечение светской жизнью, но и  любовь к книгам.

Цель музейного занятия «Я всю жизнь учился  по книгам…»   привлечь внимание молодого поколения к самому глубокому источнику знаний  через отношение Толстого к книге;  представить   собирателей  яснополянской библиотеки :  Николая Сергеевича Волконского и Николая  Ильича Толстого (деда и отца), показать присутствующим  способность писателя  пополнять  яснополянскую библиотеку,   приступая к написанию  каждого нового произведения.

В процессе занятия сотрудники  Музея   Л.Н.Толстого знакомят участников  ещё с одной библиотекой, библиотекой    известного  учёного —  толстоведа  Константина Николаевича  Ломунова, которую после смерти отца передала   казанскому Музею дочь профессора Анна Константиновна Ломунова.

К.Н.Ломунов внёс большой вклад  в развитие отечественного толстоведения.  Перу учёного  принадлежат книги и монографии  по исследованию жизни и творчества  Л.Н.Толстого. Им написаны сотни предисловий, вступительных статей,  введений к собраниям сочинений, художественным произведениям.

Благодаря богатому зрительному ряду видеоролика на уроке можно познакомиться с трудами   Ломунова, переведенными  на многие языки мира, книгами с автографами и дарственными надписями, письмами.

Мастер-класс Рустама Ишмуратова  по настольной  интеллектуальной  игре  «БИШМОРАТ»

Рустам  Ризаевич  Ишмуратов по образованию — географ, по профессии —  конструктор, по духу —  изобретатель.

Настольные игры всегда привлекали внимание  склонного к творчеству  инженера. Он сочинял головоломки,  участвовал  в шахматных турнирах, а весной  2013 года разработал игру,  развивающую  комбинаторику, внимание, память.    На II — м Всероссийском  конкурсе  составителей  настольных игр, проходившем в Казани в рамках фестиваля «Зиланткон — 2013»  игра  «БИШМОРАТ» заняла третье место.

Игра  многовариантна и сочетает в себе элементы   таких  игр, как домино, крестики-нолики, карты.

По содержанию  она ближе к шашкам, шахматам, а в  основе её решения  лежит философская мысль  о  целях и задачах земной человеческой жизни. Не случайно  в переводе «БИШМОРАТ» звучит как    « Одна жизнь – пять задач».  За свою жизнь человек  преодолевает препятствия,  строит жилище,  семью, сажает сад.

Так и в игре.  Поочередно выставляя  цветные квадратики, напоминающие  карты домино, участники  выстраивают  основную линию, которую изобретатель игры обозначил – «Река времени», а справа  и слева от неё   создаются дополнительные  линии – «Берега».

Каждый игрок  должен  построить свою судьбу из пяти фигур: Дорога, Мост, Дом, Семья, Сад.   В зависимости от состава участников игра может усложняться.

Рустам Ризаевич человек разносторонних интересов. Он исследовал и открывал пещеры Поволжья и Урала, возглавлял казанскую секцию спелеологов.  В соавторстве с депутатом Госдумы РФ  М. Ф.  Магдеевым    издал две книги о Рудольфе Нуриеве.  В память об отце,    Ризе Фахрутдиновиче  Ишмуратове,  участнике Великой Отечественной войны,  военном корреспонденте, редакторе  фронтовой газеты «За честь Родины», татарском драматурге, писателе, режиссере написал на русском и татарском языках книгу  воспоминаний.

Игру «БИШМОРАТ»   автор посвятил 110–й  годовщине со дня  рождения Ризы Фахрутдиновича, его   детям, внукам и правнукам,  живущим как в Казани, так и за рубежом.

Мастер – класс Снежанны Хайруллиной и  Алены Кашиной по росписи керамической плитки (творческая мастерская «Самоварт»

Снежанна Хайруллина и  Алена Кашина  проводят мастер — классы по росписи керамической плитки. Фантазии детей и художниц нет предела. На керамической плитке вырастают маки, голубеют озера, появляются  птицы фантастической расцветки. Опыт   работы с детьми   Снежанна и Алёна  приобретали не один год, работая в  досуговом летнем лагере «Рыжая ворона». Наряду   с  проведением  велосипедных кроссов  дети в лагере обучались игре на гитаре,  приобретали навыки ручного труда, рукоделия.

Творческая мастерская «Самоварт» представлена  мастерами, работающими в разных жанрах. Это —  роспись и резьба по дереву, вышивка, авторская игрушка, роспись мебели и стен, декупаж и т.д.   Срок деятельности творческой мастерской невелик, но сотрудницы уже достигли  признания и неплохих  результатов. Их  работы представлены в «ЦИФЕРБЛАТЕ» и «АЛЛАПРИМА»  в Казани,  они участвуют в выставках мастеров декоративно — прикладного искусства «Ладья» в Москве. Алена Кашина получила  Диплом   Всероссийской выставки  изобразительного искусства за работу, выполненную в редкой  технике рваного коллажа.

День славянской письменности и культуры

В День славянской письменности и культуры   в школах, библиотеках,  других учреждениях республики и города  Музей Л.Н.Толстого  проводит  музейное занятие «Се яз Иван Андреев сын Толстов…», используя  в презентации экспонаты из фондов Национального  Музея РТ. Это столбцы из семейного архива Толстых-Милославских, которые ещё в 17 веке  владели  землями  в Казанской губернии.

В первой части музейного занятия     его участники  знакомятся с  биографиями «учителей словенских», трудностях распространения славянской письменности,  ведется рассказ о праздновании памяти  равноапостальных  братьев Мефодия и Кирилла в  России и других славянских государствах.

Вторая часть  занятия посвящается    различным формам письменности, шрифтам.  В  заключительной части   на примере столбцов, являющихся   памятниками деловой письменности 17 века, отражающих  хозяйственно-административную деятельность Толстых-Милославских,  даётся представление о формах делопроизводства древнерусской канцелярии, древнеписанию скорописью.  В ней также разбирается  содержание челобитной Андрея Васильевича Толстого, в которой он просит  расписать между сыновьями Иваном, Михаилом, Петром «старинных и полонных  людишек своих, и дать на тех людей крепости». Один из сыновей Петр в будущем станет  сподвижником Петра 1, прапрапрадедом   великого русского писателя, просветителя, философа Льва Николаевича  Толстого.

Школьникам 6,7,8, 9 классов предлагается викторина, в которой они  должны переложить  с древнерусского на современный язык текст записи о выдаче  Андреевым  сыном содержания вдове Марье.

Младшие школьники  на  музейном занятии узнают не  только об азбуке, разработанной Мефодием  и Кириллом,  но и об  «Азбуке»  Льва Николаевича Толстого.

День памяти 

День памяти. 20 ноября

«Я прошу вспоминать обо мне»    Л.Толстой

Вот уже на протяжении многих лет  в День памяти 20 ноября вместе со всем мировым сообществом  сотрудники Национального музея РТ, Музея Л.Н.Толстого,  общественность города, студенты вузов, учащиеся  суворовского  военного училища, школ собираются  на торжественный митинг в сквере Л.Н.Толстого,  чтобы  возложить цветы,  почтить память  великого  человека и писателя. Ведь его дорога  на литературный Олимп, духовное восхождение начинались именно в нашем городе.  Здесь  Лев Толстой прошёл путь от 13 –летнего подростка до 19-летнего юноши, которого хотя и закружила «карусель светской жизни», уже «мучили» проблемы собственного несовершенства.

В  Дни памяти   сотрудники Музея Л.Н.Толстого   выступают в школах города, перед ветеранами, общественностью с лекциями о связи рода Толстых  с Казанью и Казанским краем, о влиянии  Николая, Сергея, Дмитрия на становление личности их гениального брата,  годах, проведенных юным Толстым в Казани.  В выступлениях уделяется должное внимание  сохранению памяти Толстого в городе, созданию музея его имени.